Главная / Печи и камины / Установка печей каминов

Теория китайской письменности. Часть вторая

Очевидно, что в обоих этих случаях знак и „один“ выступает не как знаменательная часть знаков „корень“ и „вершина“, а как указатель на то, что в пиктограмме „дерево“ выделена нижняя или верхняя часть для получения соответствующих значений.

2. Иероглифы изобразительной категории. „Знаки изобразительной категории,— пишет Сюй Шэнь,— изображают предмет,который они обозначают, воспроизводя его внешние очертания. Таковы знаки жи (123) „солнце“, юэ (124) „луна“». Знаки этой категории очень важны в китайской письменности, потому что они представляют собой основу для образования более сложных знаков с развитой семантической структурой. Однако подобие знака изображаемому предмету, которое было достаточно наглядно в ранних памятниках китайской письменности, постепенно утрачивалось в ходе истории китайского письма. После реформы Ли Сы это сходство было значительно подорвано, а после перехода к современному письму кайшу оно оказалось утраченным окончательно.

3. Иероглифы фонетической категории. «Знаки фонетической категории,— пишет Сюй Шэнь,— это такие знаки, где в зависимости от обозначаемого предмета определяется имя, а затем берется сходный знак и они соединяются вместе. Таковы знаки цзян (125) „Янцзы“ и хэ (126) „Хуанхэ“». Это определение означает, что знаки фонетической категории представляют собой сочетание семантической части знака, содержащей указание на его значение, и фонетической, содержащей указание на его чтение.

Смысловая часть иероглифа фонетической категории может указывать принадлежность предмета, обозначенного этим иероглифом, к определенному предметному классу; например, чжан (127) «камфорное дерево» состоит из смысловой части му (120) „дерево“ и фонетической части чжан (128) «глава». Иногда смысловая часть иероглифа может обозначать значение иероглифа в целом, например цяо (129) «высокий», смысловая часть которого представляет собой усеченный знак гао (130) «высокий».

4. Иероглифы идеографической категории. «Знаки идеографической категории,— пишет Сюй Шэнь,— это такие знаки, которые получаются в результате установления пропорции между категориями, с тем чтобы стало видно значение. Таковы знаки у (131) „военный“, синь (132) „верить“». Это не вполне понятное для нас определение означает, что к идеографической категории относятся сложные знаки, состоящие из двух или большего числа простых; при этом значения простых знаков в сумме составляют значение иероглифа идеографической категории в целом. XPAGE

О нас bpcenergy

acb6a00463b952ae43502cf3f163bcc8